Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
ТеорияСтруны для русских народных инструментов: прошлое и настоящееПриходилось ли вам задумываться о том, какова роль струн в жизни струнного инструмента? Не погрешу против истины, если скажу, что какого бы уровня ни был инструмент, его звучание существенно зависит от качества и правильного подбора струн. Струны являются первоисточником гармонических колебаний, благодаря которым и звучит музыкальный инструмент, являющийся, по сути, только усилителем и фильтром тех гармоник, которые выдают струны. И хотя инструмент может подчеркнуть или ослабить те или иные зоны спектра звука, придав ему большую красоту и выразительность, но если их нет в струне, то и усиливать инструменту будет нечего. Даже самый лучший инструмент с глухими и фальшивыми струнами будет сразу признан негодным. В равной мере это относится к щипковой группе, в которую входят семейства домр и балалаек. Говоря о струнах, нельзя пройти мимо истории становления, а точнее — возрождения самих русских народных инструментов, связанной с именем музыканта и выдающегося подвижника В.В.Андреева (1861-1918). Не углубляясь в историю происхождения балалайки и домры, отметим, что хотя эти инструменты насчитывают не одно столетие существования, в российской истории бывали времена, когда на долгие годы они были запрещены властями и выпадали из культуры народа. В конце XIX века, в период небывалого всеобщего интереса к национальной культуре, и в том числе к народной музыке, оказалось, что в России практически утрачены исторические прототипы народных инструментов, по которым можно было бы воссоздать их конструкцию. Тщательно исследовав сохранившиеся варианты относительно старых балалаек, Андреев остановился на треугольной и трехструнной конструкции инструмента. И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов, перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины. Именно такой инструмент по мнению Андреева, мог стать профессиональным, отвечающим современным требованиям исполнительского искусства. И хотя, с моей точки зрения, мензурная концепция[1] семейства балалаек не была продумана ее создателем, Андрееву удалось воплотить в жизнь свою идею создания "русского оркестра", который имел оглушительный успех, как в России, так и за ее пределами. Можно сказать, что во многом благодаря этому человеку балалайка сегодня стала такой же визитной карточкой России, как водка, матрешка и русский балет. Новые домры были изготовлены несколько позднее балалаек (1896-1900), поэтому сразу стали хроматическими с врезными металлическими ладами[2]. Нельзя также не сказать о том, что создание инструментов "русского оркестра" было бы невозможным без участия талантливых лютьеров/мастеров В.В.Иванова, Ф.С.Посербского и С.И.Налимова, которых в разное время Андреев и другие музыканты его оркестра, привлекали к работе по созданию новых версий домр и балалаек на основе старинных народных инструментов. Под руководством маэстро этими лютьерами было создано более десятка разновидностей инструментов[3] конструкция которых дожила до наших дней почти без изменений, причем лучшие их них до сих пор служат образцами. Также обязательно вспомним и соратника Андреева Н.П.Фомина - автора не только мензурной концепции инструментов семейства 3-струнных домр, но полноценного соавтора "Великорусского оркестра". Жильные/кишечные струныС незапамятной древности и вплоть до середины XIX века для большинства струнных инструментов использовались струны, изготовленные из натурального животного сырья, которые также служили в качестве так называемых "вязаных" ладов. Гораздо реже в исторических источниках встречаются упоминания также о кожаных, медных, шелковых и сплетенных из растительного сырья (пеньки, конопли и даже крапивы) струнах. И хотя никаких сведений о специализированных струнных производствах в Средние века на Руси автору статьи найти не удалось, производство так называемых "жильных струн" весьма вероятно существовало наряду с производством жильных нитей для кожевенных целей, тетивы для луков и т.п. Говоря о музыкальных струнах средневековья, нам придется невольно коснуться вопроса терминологии. Дело в том, что в настоящее время жильными струнами в России неверно называют струны кишечные (сделанные из кишок животных, главным образом овец). И те и другие струны имеют животное происхождение и схожий внешний вид, но технологии их производства абсолютно разные. Производство жильных струн из сухожилий парнокопытных животных было известно еще до нашей эры. Оно не требует большого количества приспособлений, серных камер и воды со специальными свойствами, как производство кишечных струн, которые при соблюдении всех тонкостей технологии, по своим музыкальным и прочностным параметрам почти не уступают суперсовременным синтетическим материалам. Кстати, именно благодаря усовершенствованию технологии обработки овечьих кишок, разработанной струнными лютьерами/мастерами Италии в XV-XVIII вв., изготовители музыкальных инструментов этой страны смогли создать такие совершенные инструменты как скрипка и мандолина, первые струны которых могли довольно длительное время выдерживать высокую настройку. Очевидно, что в условиях средневековой России, имеющей недостаточно развитое по сравнению со странами Европы промышленное производство, распространение могли получить не кишечные, а именно жильные струны. Их производство существовало в России по крайней мере до середины XIX века, когда наладившийся широкий товарообмен нашей страны с Европой позволил импортировать в Россию более пригодные для музыкальных целей кишечные струны, и производство жильных струн постепенно сошло на нет. Из-за похожего внешнего вида кишечные струны стали именовать жильными, и этот неправильный, но привычный термин закрепился за типом струн, не имеющим никакого отношения к жилам/сухожилиям. Как уже было сказано, кишечные струны привозились в Россию из-за границы, самые качественные из Германии, Франции и Италии - стран, где их производство было поставлено с давних времен[4]. В России первые попытки создания профессионального цеха по выпуску музыкальных, или как тогда говорили - «гармонических» кишечных струн также были связаны с иностранной технологией. В начале XX века в Полтавской области был создан небольшой струнный цех, организованный немецким струнным лютьером из Маркнойкирхена/Markneukirchen — города, издавна славившегося своими музыкальными ремесленниками. Как известно, в 1912 году в цехе под Полтавой работало 7 мальчиков-подростков. По-видимому, именно на базе этого цеха было впоследствии создано более крупное струнное производство при мясном комбинате в городе Полтава в 1928-29 гг. Кишечные и жильные струны многие столетия верно служили музыкантам, но постепенно, с внедрением в струнное дело сначала стальных (в середине XIX века), а позже синтетических (в середине XX века), доля струн из животного сырья стала быстро сокращаться, и сегодня их можно лишь изредка встретить на смычковых инструментах (чаще всего в ансамблях старинной аутентичной музыки) и иногда арфах. Использование кишечных струн для русских народных инструментов прекратилось не позднее середины XX века. Стальные струныТехнология изготовления стальных струн также пришла в Россию из Европы примерно в середине XIX века. Несмотря на то, что еще с середины XVIII века сталь здесь применялась при производстве рояльных струн, в силу определенных технических причин она долгое время не использовалась для изготовления струн тонких сечений, которые требовались для большинства струнных инструментов, таких как скрипка, гитара, мандолина и т.п. Ее активное применение стало возможным только благодаря изобретению в 1835 году высокоуглеродистой стали[5], которую отличали высочайшая прочность в сочетании с упругостью и пластичностью. Лучшие стальные струны также привозились из-за границы. В Москве, Санкт-Петербурге и Риге до 1917 года их, наряду с шелковыми и кишечными, широко представляла фирма Циммерман. Она же продавала ноты и различные музыкальные инструменты, в том числе балалайки и домры, сделанные руками российских кустарей, а также привозила в Россию импортные мандолины, гитары, цитры и духовые инструменты. Многие музыканты, особенно представители неклассических жанров, довольно быстро оценили преимущество стальных струн - по сравнению с кишечными, они были более звонкими, реже рвались, меньше вытягивались и реагировали на изменение влажности и температуры, хотя и имели недостатки: были более жесткими на ощупь, ржавели и требовали от музыкантов определенного привыкания. Отметим, что именно благодаря использованию стальных струн в России прославилось звучание "цыганских" гитар. И хотя сегодня невозможно определить, когда сталь впервые начали применять для русских народных инструментов, судя по каталогу фирмы Циммерман, в самом начале XX века для домр уже использовались исключительно стальные струны, а для балалаек как кишечные, так и стальные (у балалайки прима кишечными были 2-я и 3-я струны «ми», а у секунды 1-я струна «ре»). Синтетические струныСинтетические струны в настоящее время используются только на балалайке прима. Это две нижние унисонные струны МИ, впрочем и те используются только в академической музыке. Изобретение в 40-х годах XX века в США синтетического волокна позволило в последствии на многих щипковых инструментах отказаться от традиционных кишечных струн, которые были слишком чувствительны к изменению влажности и температуры и быстро пробивались на ладах. До сих пор синтетические струны часто называют нейлоновыми, по названию торговой марки материала, впервые появившимся на этом рынке, хотя среди них много разновидностей, отличающихся различной степенью упругости, прозрачности, прочности и т.п. Исполнители на балалайке прима приобретают для своих инструментов струны МИ от гитарных комплектов, где они соответствуют 3-й струне СОЛЬ. Эти нейлоновые струны выпускают как калиброванными/шлифованными, так и некалиброванными/нешлифованными, разных диаметров и даже цветов. В настоящее время выбор нейлоновой лески поистине огромен и профессиональному музыканту порой требуется достаточно долгое время, чтобы подобрать для своего инструмента наиболее подходящий вариант. В самом конце XX века в Европе были разработаны синтетические струны нового поколения (карбон/флюрокарбон) на базе изобретенного в Японии синтетического материала повышенной плотности. Плотность карбона выше, чем у нейлона и его аналогов на 70%, благодаря чему при той же силе натяжения что и нейлоновые эти струны обладают более тонкими диаметрами. Так при аналогичной силе натяжения стандартной нейлоновой струны диаметра 1,00мм карбоновые МИ будут иметь диаметр 0,77мм, а усиленная карбоновая МИ диаметром 0,86 мм из комплекта BP30C фирмы "Господин музыкант" соответствует силе натяжения нейлоновой струне диаметром 1,12 мм. Главным достоинством карбоновых струн является их отличная звонкость и более длинная "педаль", а недостатком - заметно более высокая стоимость. Но, несмотря на это, все большее число профессиональных балалаечников предпочитают использовать именно эти струны МИ. Струнное дело в СССРПосле революции, с прекращением поставок струн из-за границы, в СССР было открыто несколько струнных производств, первое из которых в Полтаве[6] - в регионе, где, как уже говорилось, не только имелись хорошие природные условия для переработки овечьего сырья для производства кишечных струн, но и существовала, открытая еще до Революции первая в России кустарная мастерская. Этот относительно большой цех (более 50 работников) производил кишечные струны не только для музыкальных инструментов, но также и для теннисных ракеток[7]. И хотя непосредственно для балалаек струны этот цех не выпускал, музыканты в 30-60 годы могли подбирать себе кишечные полтавские струны, изготовленные для других инструментов. Одним из первых советских струнных производств также можно назвать струнный цех фабрики щипковых инструментов имени А. В. Луначарского в Ленинграде, выпускавший струны на стальной основе (подробных сведений найти не удалось). История изготовления струн в послевоенное время неразрывно связана со струнным цехом Художественно-производственных мастерских Государственного академического Большого театра. Созданный в 40-х годах при участии известного скрипичного лютьера Т.Ф.Подгорного и возглавляемый его дочерью, цех вначале специализировался на производстве кишечных струн с обмоткой для скрипки и альта, но к середине 50-х годов при участии известного домриста-виртуоза Владимира Андриановича Яковлева освоил также технологию производства стальных струн для русских народных инструментов, ставшие на многие десятилетия эталоном качества для музыкантов СССР. И хотя в это время струны для домр и балалаек продолжали выпускаться несколькими струнными цехами[8], а также немногими лютьерыми-надомниками, качество продукции мастерских БТ считалось все же лучшим[9]. Удивительно, как эти струны, ничем конструктивно не примечательные, изготовленные из среднего по качеству отечественного сырья, завоевали к себе такое уважение в среде профессионалов, хотя нельзя не признать, что мастера-струнонавивальщики[10] БТ работали на совесть и не гнались за количеством в ущерб качеству. Струнное дело в новой РоссииС возникновением в 90-х годах рыночной экономики у российских музыкантов появился более широкий выбор - на прилавки музыкальных магазинов хлынул поток товаров иностранных производителей, в том числе и струн. Однако меньше всего это изобилие затронуло русские народные инструменты где импорт был представлен только дорогими струнами для домры малой и балалайки прима (с фотографиями на упаковке известных российских музыкантов А.А.Цыганкова и П.И. Нечепоренко) одной малоизвестной немецкой фирмы. Как уже отмечалось выше, больше других повезло исполнителям на балалайке прима — они очень быстро забыли о дефиците качественных вторых и третьих струн МИ, получив возможность приобретать в музыкальных магазинах леску, которая идет на третью гитарную струну. Большинству же других музыкантов-народников, использующих струны на стальной основе, пришлось, и еще долго придется полагаться главным образом на отечественную промышленность. Но все не так плохо. Несмотря на то, что сегодня выбор народных струн не столь широк по сравнению с гитарными, нельзя не признать, что с каждым годом дела в этой области идут все лучше. Постепенно музыканты-народники начинают забывать советские времена, когда струны для домры и балалайки нельзя было купить в музыкальных магазинах. В условиях конкуренции новые отечественные производители неплохо решают задачу восполнения дефицита качественных «народных» струн, внедряя в струнное дело современные технологии и материалы. Со временем новичкам удалось не только превзойти технологический уровень мастерских Большого театра, но и предоставить музыкантам гораздо более широкий ассортимент струн. Говоря о современном положении дел этого легендарного в советское время струнного производства, приходится с сожалением констатировать, что оно явно не было готово к перестройке своей работы в новых экономических условиях на фоне стремительного сокращения числа народных коллективов и растущей конкуренции. В 90-е годы персонал цеха сократился в несколько раз. С уходом на пенсию начальника цеха Л.Н.Антоновой, отдавшей струнному делу более 50 лет жизни, несколько оставшихся струнонавивальщиц уже работали неполный день, в цехе наблюдались постоянные перебои с поставкой сырья, из-за чего стали допускаться нарушения в технологии — одном из важнейших критериев качества любой продукции. Какое-то время цех еще спасала государственная поддержка, которая выражалась в бюджетных субсидиях (грантах) всем работникам театра, но осенью 2006 года он все же был закрыт. Следующий раздел посвящен технологическим требованиям к изготовлению качественных струн. Отметим три его главных составляющих — качество исходного сырья, особенности конструкции и контроль над соблюдением технологии. СырьёКак уже отмечалось выше, синтетические струны сегодня встречаются только на балалайке прима (две нижние струны МИ) и на 100% привозится сегодня из-за границы, поэтому наш рассказ пойдет о металлическом сырье, которое идет для производства струн для оркестровых балалаек секунда, альт, бас, контрабас и всей линейки инструментов семейства домр. В струнном деле применяются различные марки стали и цветных металлов, причем требования к качеству струнной проволоки очень высокие[11]. В качестве материала основы струны большинства русских народных инструментов, как уже отмечалось, используется высокоуглеродистая стальная проволока. Показателем звонкости и прочности стали является процент содержания углерода - чем его больше, тем более твердая, жесткая и звонкая будет струна. Материал, который идет для обмотки струны, изготавливается чаще всего из медных сплавов, имеющих различную степень твердости. Более мягкая обмотка дает более тусклое (теплое/приглушенное) звучание[12], быстрее сплющивается и пробивается на ладах, но лучше сохраняет сами лады от износа. Более твердый материал обмотки наоборот усиливает верхние частоты, дольше сопротивляется пробою, но и более интенсивно вырабатывает поверхность ладов. Делить сплавы по твердости только на основании химического состава не совсем правильно, так как на твердость проволоки в большой мере влияет ее состояние[13], т.е. один и тот же сплав может иметь различную твердость в проволоке, причем некоторые в достаточно большом диапазоне. Далеко не все металлообрабатывающие предприятия даже за рубежом способны выдержать в полном объеме требования, предъявляемые производителями струн к «музыкальной проволоке», что уж говорить об отечественных. В этой ситуации у российских струнных фирм, на которых, как уже отмечалось, остается главная надежда у музыкантов-народников, есть три выхода: закупать качественное, но дорогое импортное сырье, работать с российской проволокой весьма среднего качества, или добиваться получения более качественного отечественного материала хлопотным путем его обработки на разных металлообрабатывающих предприятиях где есть необходимое оборудование и квалифицированный персонал. Каждый производитель выбирает свой путь, получая соответствующие результаты. Конструктивные особенностиК ним, например, можно отнести использование шелковой прослойки между керном[14] и обмоткой или отказ от нее[15], применение в качестве обмотки плоской ленты, использование двухслойной конструкции обмотки вместо однослойной, выбор тех или иных пропорций между диметрами основы и обмотки и т.п. Так применение шелка в конструкции витой струны позволяет производителю работать с более дешевым керном круглого профиля, но при такой конструкции струн звук инструмента получается приглушенным, а сами струны менее ровными из-за того, что шелк, скатываясь под намоткой, образует зоны с различной степенью плотности, и на внешней поверхности струны образуется характерная волнистость. Конструктивных отличий в струнах, как принципиальных, так и незначительных, может быть достаточно много. Будучи подчас незаметны глазу, они могут довольно сильно влиять на качество продукции, поэтому, даже при использовании одинаковых материалов, разные производители зачастую изготавливают струны разного достоинства. Контроль над соблюдением технологииНи применение качественного сырья, ни идеальный выбор конструкции не являются гарантией высокого качества конечной продукции, если ее сделал «нерадивый» специалист или плохо отстроенный автомат. Причем, как правило, чем крупнее производство, тем сложнее обеспечить должный контроль. Так первое время после того, как в России появились американские струны для гитары, многие музыканты были от них в восторге. И действительно, по сравнению с российскими струнами 80-90х годов, их качество казалось очень высоким. Но спустя несколько лет, когда эйфория улеглась, а российские фирмы технологически подтянулись, оказалось, что и к американцам могут быть претензии по качеству. Удивляться тут нечему — за счет больших масштабов производства и высокопроизводительных автоматов, американские монстры струнной промышленности могут удерживать конкурентоспособную цену на продукцию даже по сравнению с китайцами, но обеспечить должный контроль над соблюдением технологии при огромных тиражах им удается далеко не всегда[16]. Меньшие по масштабу европейские производители струн проигрывают американцам в ценовой политике, зато лучше контролируют качество. Это особенно заметно на примере более сложных по конструкции струнах для смычковых инструментов[17]. Не все российские производители могут похвастаться хорошим контролем качества, несмотря на то, что по масштабам производства во много раз уступают даже европейским фирмам, поэтому музыкантам при выборе струн лучше проверять их состояние хотя бы «на глаз». Это помогает не всегда, но неаккуратный внешний вид струн часто свидетельствует о том, что их делали впопыхах, не особенно заботясь о соблюдении всех технологических тонкостей. Мензурная проблемаЕсли вы думаете, что всем вышеперечисленным ограничиваются проблемы изготовления качественных струн, то ошибаетесь. Не все, как оказывается, зависит от самих струн. В этой части статьи остановимся подробнее на проблеме, упомянутой в ее начале, а, именно, о том, что мензурная концепция балалаек (в отличие от домр) не была до конца продумана ее создателями, принявшими смелое решение о слишком плотном расположении мензур оркестровых инструментов прима, секунда и альт. Произошло это по достаточно банальной причине - остановившись на достаточно большой, но, видимо, удобной для себя мензуре солирующего инструмента «прима» около 430 мм[18], Андреев невольно заложил проблемы в мензуры всего семейства балалаек. Из-за того, что оркестровые балалайки получили идентичную структуру настройки[19], удлинять их мензуры отцам-основателям было крайне нежелательно во избежание неудобств, связанных со слишком большой растяжкой пальцев в левой руке. Но даже предложенный Андреевым компромисс не удовлетворил следующие поколения музыкантов под натиском которых лютьеры/мастера стали урезать мензуры секунд и альтов еще больше, допуская даже их перекрещивания[20]. Сегодня при взгляде на балалайку можно сразу и не понять какой перед тобой инструмент — прима, секунда или альт, настолько близкие они имеет размеры. И хотя в специальной литературе приводятся допустимый разброс мензур балалаек в довольно большом диапазоне, мой опыт общения с лютьерами и музыкантами свидетельствует, что на практике он еще больше:
Поэтому уже не удивляет, что лютьеры и музыканты-народники готовы утверждать, что разница в мензуре инструмента даже в 50 мм(!) не играет существенной роли. Что ж, сравним натяжения струн двух балалаек секунда с мензурами 440 мм и 490 мм (в пределах крайних значений реальных мензур инструмента). Как показывают расчеты, один и тот же комплект струн для короткого инструмента даст натяжение в 31 кг, а для длинного 39 кг. То есть при разнице в мензурах в 11% (это примерно 2 лада) мы получим разницу в натяжении в 24%![21] Это слишком много для того, чтобы изготовить струны, идеально подходящие для каждого из этих инструментов. Чтобы покрыть такую разницу производителю струн придется использовать более толстые, а значит более жесткие керны, из-за чего струны будут хуже звучать на инструментах с короткой мензурой, имея при этом и без того слишком сильное натяжение. Если же изготовитель станет ориентироваться на короткомензурные инструменты, выпуская более отзывчивые струны с тонкими кернами, они просто не выдержат натяжения на более длинных инструментах. Отсюда вывод - не сократив разброс в мензурах в пределах пяти, а лучше трех процентов, нельзя рассчитывать на то, что производитель, с самым лучшим качеством исходных материалов, совершенной технологией и контролем качества, сможет создать струны, удовлетворяющие профессиональных музыкантов. Для укрепления в этой мысли наших лютьеров и музыкантов будет уместным привести пример того, как к величинам мензур инструментов относятся специалисты на Западе. Так скрипичный лютьер Брюс Карлсон (Bruce Carlson) в статье для журнала "STRAD" за октябрь 2004г. пишет, что 4/4 скрипка должна иметь мензуру 328 мм, считая, что легендарная скрипка Паганини изготовленная Гварнери "дель Джезу" под именем "Пушка", которую ему довелось реставрировать, с мензурой в 330мм является увеличенной. Отметим, что лютьер считает заметной разницу в мензуре в 2мм, составляющей менее одного процента (если быть точным - 0,61%). Обращаюсь к отечественным "мастерам"-народникам с призывом — учитесь! К сожалению, универсальных струн не бывает и это закон, основанный на физике. Против него существует только один прием — делать специальные струны для различных типов мензур. Так и поступают в отношении таких весьма распространенных инструментов как гитара, смычковый альт, ученические скрипки и виолончели. Однако рассчитывать на то, что производители будут выпускать разные типы струн для редких оркестровых балалаек не приходится из-за низкой рентабельности такого производства. Это означает, что музыкантам с нестандартными инструментами проблем с подбором струн не избежать. Несмотря на всю вышеизложенную критику, я далек от мысли, что лютьеры и музыканты прислушаются к доводам разума и подвергнут пересмотру мензурную концепцию семейства оркестровых балалаек[22]. Для решения подобной задачи потребовался бы авторитет нового Андреева, а также совершенно другой уровень интереса к народной музыке, чем тот что мы имеем сейчас. К тому же сегодня, спустя более 100 лет с момента создания новой "академической" балалайки, ее конструкция разработки Андреева-Посербского-Налимова уже закрепилась, у инструмента есть своя история и обширный репертуар, он прославлен выдающимися исполнителями и т.д. Поэтому к сожалению уже почти невозможно устранить мензурные огрехи в этом семействе инструментов, допущенных в свое время в угоду либо субъективным пристрастиям, либо недальновидности их создателя. Заканчивая статью о струнах для русских народных инструментов, будет не лишним остановиться на том, как их правильно выбирать. Не говоря о выборе толщин струн, которые каждый музыкант должен подобрать самостоятельно (учитывая величину мензуры своего инструмента, силу рук, стиль игры и т.п.), покупая струны, желательно обращать внимание на их внешний вид:
И в заключение хочется дать несколько советов начинающим музыкантам:
Сноски:
Автор статьи: Дмитрий Бабиченко - директор струнной фирмы
|
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |