Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
ТеорияОсновные направления развития современного исполнительства на балалайкеПрошло более века с тех пор, как В.В.Андреев впервые выступил на концертной сцене, начав возрождение исполнительства на балалайке. Общественно-исторические условия конца XIX — начала XX века удивительным образом были одновременно похожи и отличались от нынешних. Деятельность В.В.Андреева и его сподвижников проходила на волне подъема демократического и народнического движения. Именно это обеспечило столь пристальное внимание к возрождению народных инструментов как критиков, так и апологетов. Основополагающая идея его реформ — «взять инструменты у народа, и реконструировав, вернуть их народу». Развитие коллективного исполнительства и создание оркестров русских народных инструментов по типу Великорусского стало основным в деятельности В.В.Андреева и его сподвижников. Им удалось задать эту парадигму развития исполнительства на многие годы вперед. Примечательно, что реформы В.В.Андреева пришлись на время революций и смуты в России, период становление капиталистических отношений. Сейчас мы переживаем аналогичный период в нашей истории. На этом сходство не заканчивается. Достаточно хорошо известно, что В.В.Андрееву после долгих попыток удалось получить поддержку Императора Николая II. Только после этого сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о государственной поддержке исполнительства на народных инструментах. Таковы традиции России: все решается в одном главном кабинете страны! После 1917 года идеи В.В.Андреева органично вписались в идеологию советской власти. Это позволило получить государственную поддержку развития исполнительства на народных инструментах и создать уникальную систему профессионального обучения от музыкальной школы до вуза. Повсеместное развитие самодеятельного творчества в отсутствии телевидения, средств звукозаписи позволило создать широкую сеть учреждений культуры и образования, систему селекции талантливых и одаренных детей, которые в дальнейшем становились профессиональными музыкантами. Примеров тому можно привести много. Практически вся нынешняя профессура познакомилась с инструментом в детском самодеятельном оркестре. С другой стороны, несмотря на очевидные положительные моменты, советская бюрократическая система старалась жестко регламентировать творчество исполнителей. Например, народникам очень неохотно разрешали играть переложения классической музыки. Доходило до анекдотических случаев, когда Тарантеллу А.Вьетана приходилось в документах называть «итальянский народный танец» в обработке А.Вьетана. Исполнительство на балалайке не могло ограничиваться только рамками оркестрового музицирования. Первые солисты-балалаечники А.Д.Доброхотов, Б.С.Трояновский, Н.П.Осипов, Н.Г.Хаврошин вводят в практику новые приемы игры, делают переложения популярных классических произведений, начинают сотрудничество с композиторами, в результате чего появляются первые произведения крупной формы. Уже в этот период намечается академизация исполнительства как в подходах к интерпретации, которые все чаще опираются не на фольклорные истоки, а на традиции западноевропейской музыкальной культуры, так и в композиторском творчестве (жанровость и использование симфонических принципов развития тематического материала у С.Н.Василенко). Окончательное формирование академического направления в исполнительстве завершилось в творчестве П.И.Нечепоренко, который смог аккумулировать достижения предшественников и на этой основе предложить новую парадигму развития исполнительства на балалайке, которая, развивая идеи В.В.Андреева, одновременно предопределяла движение от искусства «для народа» к элитарному академическому искусству. Масштаб деятельности П.И.Нечепоренко определяется не только его достижениями в исполнительстве, но и созданием мощной педагогической школы обучения игре на балалайке. Основу этой педагогической традиции составляют ученики и воспитанники П.И.Нечепоренко. Однако, особенность московской традиции в том, что она, так или иначе, влияет на другие исполнительские и педагогические традиции. Постепенно достижения одной из традиций становятся достоянием представителей всех направлений. Это своего рода процесс «глобализации» в педагогике, начавшийся в последние десятилетия и, скорее всего, в дальнейшем мы будем свидетелями его ускорения. Характерной чертой развития исполнительства и педагогики во второй половине XX века стало наличие элементов скрытой конкуренции нескольких исполнительских и педагогических традиций. Прежде всего, московской и уральской. Это примечательно, поскольку в советской системе преобладали авторитарные центростремительные тенденции. В данном случае, балалаечники смогли двигаться против установленных в то время правил. Среди положительных результатов можно отметить формирование мощного педагогического направления в уральском и сибирском регионах, активную работу с композиторами по созданию оригинального репертуара. Отрицательным последствием было развитие, в некоторой степени искусственных, изоляционных процессов. Это проявилось в ограниченности доступа основной массы педагогов и широких кругов исполнителей к новым оригинальным произведениям, написанных композиторами Украины, Урала и Сибири. Их публикация до 90-х годов была практически невозможна из-за разногласий о способах обозначении ударов. Характерно, что внутри самих исполнительских и педагогических традиций наблюдались явные авторитарные тенденции. Все процессы были под контролем ведущего профессора, что иногда, особенно в московской традиции, ограничивало инициативу последователей и учеников. Результатом стало очень медленное развитие репертуара в 70-80-х годах XX века и значительное отставание балалаечников в методическом осмыслении практического исполнительского и педагогического опыта. За тридцать лет появилась лишь одна «Школа игры на балалайке» П.И.Нечепоренко, В.И.Мельникова. Опыт работы выдающихся профессоров таких как А.Б.Шалов, Е.Г.Блинов, В.Б.Болдырев, В.Е.Зажигин, А.С.Данилов, Ш.С.Амиров, М.И.Сенчуров и других не нашел отражения в фундаментальных изданиях, доступных широкой педагогической и исполнительской общественности. (Исключения составляют несколько статей и отдельные публикаций, а также методические пособия «Гаммы и арпеджио для балалайки», «Техника игры на балалайке» И.В.Иншакова). С крушением авторитарной системы и началом процессов децентрализации произошли парадоксальные процессы в исполнительстве. Отрицательные последствия — развал системы концертной деятельности в стране, значительное падение тиражей изданий педагогической и методической литературы, обнищание педагогов, падение престижа профессии музыканта и т.д. Положительные последствия — вынужденный переход любительских оркестров народных инструментов в статус профессиональных, возможность выпускать «самиздатовскую» литературу (появилось огромное количество таких публикаций, особенно репертуарных сборников), значительное увеличение музыкальных вузов, лавинообразный рост количества исполнительских конкурсов, значительная активизация контактов между педагогами из различных регионов. Как результат, на сегодняшний день сложилось несколько центров подготовки исполнителей на балалайке, которые все чаще взаимообогащаются идеями различных направлений, что постепенно ведет к сближению методических подходов. Значительное ускорение развития исполнительства. Это относится и к расширению технических возможностей исполнителей, усложнению репертуара. Особенно быстро стал изменяться оригинальный репертуар за счет появления новых сочинений крупной формы. На этом вопросе следует остановиться особо. За последние 15-20 лет создано значительное количество произведений оригинальной музыки для балалайки. Во-первых, многие молодые исполнители увлеклись композицией. Если А.Б.Шалов ограничился написанием обработок народных тем, то творчество А.И.Марчаковского или В.А.Панина включает уже произведения крупной формы. (На конкурсе им. В.В.Андреева в 1993 году я единственный из всех участников выбрал для третьего тура Концерт А.И.Марчаковского, заявленный в программе, но никому не известный. Я очень сильно рисковал, взяв в конкурсную программу по сути «кота в мешке»! Тем более, что исполнять произведения А.И.Марчаковского можно только владея всеми современными видами техники. Однако, интерес ко всему новому и исполнительский азарт сделали свое дело. Выбор оказался удачный! Концерт мы сыграли за десять лет практически по всей России, и сейчас он прочно вошел в репертуар балалаечников. На сегодняшний день трудно перечислить все произведения, написанные молодыми исполнителями. В этом есть своя закономерность и, конечно, пример таких личностей, как А.А.Цыганков. Проблема заключается в том, что в сегодняшней России академическое исполнительство на балалайке вынуждено конкурировать с исполнительством на классических инструментах, а потому времена «секции музыки для народных инструментов», в которой можно было прекрасно себя чувствовать, ушли безвозвратно. Только высокий композиторский профессионализм сделает музыку для балалайки конкурентно-способной на академической сцене! Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является профессиональное обучение композиции тех наших исполнителей, которые имеют этот к этому дар. В противном случае мы рискуем получить целый пласт талантливой, но непрофессиональной и потому сомнительной по своим художественным качествам музыки, которая в очередной раз даст нашим критикам повод поставить под сомнение возможность развития академического исполнительства на балалайке. На рубеже XX-XXI веков появилось несколько ключевых произведений для балалайки, которые вывели исполнительство на новый уровень. Прежде всего, это третья соната и концерт для балалайки, струнных, рояля и ударных А.И.Кусякова. Мне посчастливилось сыграть премьеру этого концерта в феврале 1998 года в Воронеже. Уже тогда, несмотря на перегруженную инструментовку в первой редакции концерта, стало ясно, что это этапное произведение. В 1997 году написана «Псковская сюита» К.Е.Волкова, в которой композитор в работе с народными темами применил авангардные композиторские приемы. В 2001 году появляется концерт А.Г.Рогачева (жанр сам композитор определил как фольк-модерн). В 2003 году написан Концерт в двух аффектах А.Г.Тихомирова. Это первый двойной концерт для балалайки, рояля и струнных. В 2004 году О.В.Осиповой (ученицей Ю.А.Фалика) написан концерт для балалайки и оркестра «Манускрипты Эо». Глубокое содержание этой музыки определено восточной философией, идеи которой пронизывают все сочинение. В 2004 году С.М.Слонимский написал второе свое сочинение для балалайки сюиту «Царевна-лягушка», наряду с «Праздничной музыкой» для балалайки, ложек и симфонического оркестра, написанной в 1975 году. В 2004 году состоялась премьера авторской версии для балалайки концерта Е.И.Подгайца. Изначально концерт был написан для мандолины, но автор отказался от идеи сделать переложение и переработал сочинение, сделав его оригинальным для балалайки. В 2005 году М.Б.Броннер написал «Время прощать» для балалайки и струнных, а в 2006 году «Остров счастья» для балалайки, альтовой домры и струнных. В 2007 году состоялась премьера концерта-монолога для балалайки и оркестра Е.П.Дербенко. То, что многие ведущие композиторы обратили внимание на балалайку и ее возможности, открывает хорошие перспективы для ее уверенного пребывания на академической сцене. С сожалением приходится констатировать факт, что в общественном сознании, как и во времена В.В.Андреева, балалайка прочно ассоциируется лишь с фольклорным направлением в исполнительстве. Реалии сегодняшнего мира таковы, что общественное сознание формируется мощным информационным полем, контролируемым ограниченным кругом лиц. Средства массовой информации являются реальной властью. К сожалению, академическое исполнительство на народных инструментов практически не попадает в это информационное поле. Поскольку государство отказалось от использования воспитательной роли искусства и от пропаганды национальных основ культуры те, кто контролируют информационное пространство, ориентируются лишь на коммерческую выгоду от предоставления эфира. Самое печальное в этой ситуации, что единственный канал «Культура», который призван освещать культурную жизнь страны, в том числе и события в исполнительстве на народных инструментах, не проявляет интереса к этому. Не хотелось бы думать, что редакторы канала не имеют ни малейшего представления о том, что происходит в нашем жанре, хотя большая часть профессиональных музыкантов-исполнителей на классических инструментах действительно относится к балалаечникам, как к цирковым артистам, играющим, например, на пиле. Их мнение, правда, быстро меняется, когда они слышат современный исполнительский уровень и ту музыку, которая написана для балалайки такими композиторами как С.М.Слонимский, Е.И.Подгайц, М.Б.Броннер, А.И.Кусяков, К.Е.Волков и др. Последнее время мы чаще стали задумываться, стала ли балалайка академическим инструментом? Если нет, то когда это произойдет? Сама постановка вопроса представляется спорной. Как определил профессор М.И.Имханицкий, инструмент является лишь орудием в руках музыканта для передачи своих идей. Каково мышление исполнителя, каков его репертуара, таков и статус инструмента. Сам инструмент-это лишь материальный предмет, который не может иметь какой-либо статус в отрыве от реального исполнителя. Таким образом, инструмент в руках разных исполнителей может приобретать разный статус. Если профессиональный исполнитель играет концерт А.И.Кусякова, то и балалайка выступает в роли академического инструмента. Если балалайку в руки берет исполнитель и играет фолько-джаз, то и инструмент выступает в роли эстрадного. Еще один актуальный вопрос, может ли исполнительство на балалайке и народных инструментах быть современным и популярным среди широких слоев? Безусловно, да. Для этого надо соответствовать тем запросам и вкусам, которые есть у публики. Пример - «Терем-квартет» или «Белый день». Если при этом удается сохранить профессиональное исполнительское мастерство, и найдено удачное сочетание с эстрадными и, может быть, джазовыми стилями, то успех обеспечен. Правда, для «раскрутки» такого исполнителя или ансамбля надо вложить от 300 до 500 тысяч долларов. Поскольку вся эстрада подчиняется законам шоу-бизнеса. Печально, что целью реформ ставится подчинение законам бизнеса и академического исполнительства, что неизбежно приведет к катастрофическим последствиям для многих творческих коллективов и культуры вообще. Переход на рыночные отношения в культуре преждевременен, если вообще возможен. Во-первых, на сегодняшний день в России отсутствует средний класс, представители которого могли бы заплатить за билет на филармонический концерт порядка 400-500 рублей (средняя цена в развитых странах). Во-вторых, нет законодательной базы для создания эндаументов (денежных фондов, за счет которых существуют творческие коллективы и образовательные учреждения в США и Европе), при нынешней инфляции откладывать деньги не имеет смысла. В-третьих, представители бизнеса, за редким исключением, не готовы к благотворительности (спонсорские деньги облагаются налогами по максимальной шкале, никаких налоговых льгот за благотворительность не предусмотрено и т.д.). Главное - традиции русского меценатства утеряны. Что может стать идеей для продвижения балалайки и народных инструментов? В современном мире невозможно победить с помощью силы. Даже экономическая мощь не гарантирует выживания нации. В мире все отчетливее идет стирание национальных границ. В экономике их практически нет. На первый план выходит задача не потерять самобытность. Посмотрите, с каким трепетом пытаются сохранить свое национальное культурное пространство малочисленные народы и небольшие страны! Кроме того, осуществление экономической экспансии в ряде стран имеет серьезные ограничения, а для культурной экспансии нет никаких ограничений. Исполнительство на русских народных инструментах соединяет ярко выраженные национальные черты инструментов и высокие традиции русской исполнительской школы, основанной на академических западноевропейских традициях, что позволяет прекрасно выполнить функции авангарда мировой культурной экспансии России. Похоже, что выйти на практическое осуществление этой задачи можно только через главный кабинет страны. Такие у нас исторические традиции. Надеяться на то, что государство и средства массовой информации поменяют приоритеты и обратят внимание на исполнительство на народных инструментов хорошо, но этого мало. Необходимо попытаться расширить социальную базу исполнительства на народных инструментах. Для этого необходимо ввести в общеобразовательных школах на уроках музыки знакомство с русскими народными инструментами по программе экспериментального курса, разработанного в конце 80-х годов в рамках совместного проекта Министерства образования и Министерства культуры. В рамках программы занятости школьников «Полный день» предложить Министерству образования создание школьных оркестров народных инструментов. Подведем некоторые итоги:
Автор статьи: Андрей Александрович Горбачев
Заведующий кафедрой струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных |
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |