Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
БалалаечникиНечепоренко Павел ИвановичПавел Иванович Нечепоренко (31 августа 1916 - 27 марта 2009г.) Имя этого выдающегося балалаечника и педагога широко известно как в России, так и за её пределами, оно вписано золотыми буквами в историю русского исполнительского искусства ХХ столетия наряду с такими прославленными музыкантами, как Э.Гилельс, Д.Ойстрах, С.Лемешев, Л.Русланова… Исполнительское творчество П.И. Нечепоренко - это незабываемые страницы музыкальной истории нашей Родины, зафиксированные в записях на радио, грампластинках, видео кассетах, статьях и монографиях. Павел Иванович относится к тем блестящим музыкантам, талант и мастерство которых определяют пути развития музыкального искусства. Он из плеяды тех художников, которые всегда в поиске нового, еще не изведанного, и потому для других непонятного и недостижимого. Его по праву можно назвать гением, добрым гением балалайки. Ведь именно этому музыкальному инструменту он посвятил свою долгую жизнь в искусстве. Преданность избранному делу, одержимость - вот то главное, что всегда было присуще Павлу Нечепоренко. Вся жизнь П.И. Нечепоренко пронизана музыкой. С раннего детства он помнит себя поющим и играющим на музыкальных инструментах. Первые уроки игры на балалайке он получил от своего отца, затем занятия в самодеятельном оркестре народных инструментов под руководством А.А.Николаенко в Керчи, и, наконец, учеба в Ленинграде, в музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского у В.И. Домбровского. Здесь в Ленинграде в 1936 году состоялось его знакомство с Борисом Сергеевичем Трояновским, который отнесся к нему по-отечески. "Общаясь с Трояновским, я учился у него." - Вспоминает Павел Иванович. - "На мою просьбу взять меня в ученики, Трояновский, к сожалению, ответил, что никогда не преподавал и не будет: приходи, смотри, как играю и учись…" Именно так и поступал Павел. Он был свидетелем создания многих знаменитых обработок Бориса Трояновского и на всю жизнь запомнил чистый голос балалайки Трояновского, непринужденность его игры, выпуклость динамики и безупречность музыкальной формы исполняемых им произведений. Когда ему попалась пластинка другого замечательного балалаечника Николая Осипова, Павел выучил все произведения, звучавшие на ней, и повторял их вслед за своим кумиром, восторгаясь мастерством его исполнения. В 1939 г. Павел Нечепоренко оканчивает музыкальный техникум, поступает на дирижерский факультет Ленинградской консерватории и выступает с концертами как солист-балалаечник Ленконцерта. После одного из концертов к нему подошел выдающийся русский композитор и ближайший соратник В.В. Андреева Николай Фомин, который с восхищением воскликнул: "Я слышал игру Трояновского, знаю Осипова… Вас, без сомнения, ждет большое будущее!" И старый профессор не ошибся. В 1939 г. на Всесоюзном смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах Павел Нечепоренко завоевывает первое место и звание лауреата, поделив его со своим недавним кумиром Николаем Петровичем Осиповым. Победа на конкурсе открыла перед молодым музыкантом большие перспективы. Он много гастролирует по России, выступает на радио, записывает грампластинки. Во время Великой Отечественной войны Павел Нечепоренко остается в блокадном Ленинграде, как солист Ансамбля Военно-морских сил СССР выступает перед защитниками города, выезжает на Северный фронт. Его самоотверженная служба в грозные военные годы отмечена орденами 'Красной Звезды', 'Отечественной войны', медалями 'За оборону Ленинграда', 'За победу над Германией'. Вспоминая военные годы, ветераны Краснознаменной ладожской флотилии в своем юбилейном адресе, по случаю 60-летию музыканта, писали: 'Звон струн Вашей балалайки умел передать нам тепло, радость, отдых и вдохновлял моряков на новые подвиги'. После войны возобновилась активная творческая жизнь П.И. Нечепоренко, и в 1949 г. на гастролях Оркестра имени Н.П. Осипова по Средней Азии за пульт встал молодой дирижер, только что закончивший Ленинградскую консерваторию - Павел Нечепоренко. Он успешно провел гастроли, получил лестные отзывы солистки Большого Театра певицы В.В. Барсовой, заслужил одобрение художественного руководителя оркестра Д.П. Осипова, и, спустя два года (в 1951 г.) был приглашен в оркестр на должность заместителя художественного руководителя и дирижером прославленного коллектива. С успехом дирижировал произведениями, требующими от оркестра особой виртуозности: это 'Полет шмеля' из оперы 'Сказка о царе Салтане', 'Пляска скоморохов' из оперы 'Снегурочка' Н.Римского-Корсакова, произведениями Н.Будашкина, П.Барчунова, П.Куликова. Нечепоренко тонко аккомпанирует многим известным солистам-инструменталистам - баянисту Сергею Колобкову, гусляру Всеволоду Беляевскому, балалаечнику Николаю Хаврошину, домристу Анатолию Александрову. В его сопровождении с удовольствием пели солисты Большого Театра В.Барсова, М.Максакова, М.Михайлов, С.Хомченко. В 1952 г. Оркестра имени Н.П. Осипова облетело радостное известие: Павел Иванович удостоен Сталинской премии (Государственной премии СССР) за выдающиеся достижения в музыкальном исполнительстве. Это событие определило дальнейшую судьбу артиста. Он становится солистом Госконцерта, навсегда оставляет дирижерский пульт и начинает много концертировать за рубежом. Но связь П.И. Нечепоренко с оркестром с годами не прервалась. Все это время он остается Почетным членом Художественного Совета Национального академического Оркестра народных инструментов России им.Н.П. Осипова. В год 75-летия Оркестра П.И. Нечепоренко был награжден орденом 'Дружбы Народов'. В 50-60-е годы о балалайке за рубежом знали немного. Тем более, что триумфальные гастроли андреевского оркестра стали забываться. Потому балалайка представлялась иностранцам чем-то экзотическим, сродни самовару или лаптям. В программе зарубежных гастролей Павла Нечепоренко стояли такие 'жемчужины' мировой классики, как Вторая венгерская рапсодия Ф.Листа, Фантазия на темы оперы 'Кармен' П.Сарасате, Испанский танец М.Де Фалья, Юмореска А.Дворжака, 'Пляска смерти' К.Сен-Санса, произведения советских композиторов: С.Василенко, П.Куликова, Н.Будашкина. Серьезно готовясь к зарубежным турне и постоянно ощущая нехватку концертного репертуара, Павел Нечепоренко сочиняет несколько концертных произведений - это теперь знаменитые Вариация на тему Паганини, Концертная пьеса на тему украинской народной песни 'От села до села', Вариация на тему русской народной песни 'Час, да по часу'. Публика ждала от балалайки непритязательных русских наигрышей, а услышав виртуозные пассажи, гениальные мелодии любимых композиторов в своеобразной аранжировке Павла Нечепоренко, не могла удержаться от восторга. "Как в сказке Андерсена, когда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, - вспоминает профессор Нечепоренко, - балалайка в глазах иностранцев превращалась в музыкальный инструмент, наделенный своим неповторимым звучанием, богатый разнообразными приемами звукоизвлечения и штрихами, техничный и глубоко национальный". Не случайно, после выступлений музыканта, в газетах появлялись отзывы подобные этому: "Павел Нечепоренко - мастер игры на русской балалайке. Он 'саблезубый тигр' в своем деле. Силой исполнения Фантазии 'Кармен' он смог победить 'красного быка', с которым боролся Геракл". Для Нечепоренко каждое выступление - это не только полная самоотдача, растворение в музыке, радость обладания художественным образом, а и поиск идеального звучания произведения, боязнь не дотянуть до желанной черты. На сцене он не тороплив и серьезен. Ему одинаково претит суетность и заигрывание с залом. От облика артиста веет спокойствием и уверенностью. Он властно уводит слушателей в мир своей музыки. Звук балалайки Нечепоренко - сильный, тембристый - обладает гипнотической силой, которая завораживает зал, делает его покорной воле артиста. В его руках она живет своей жизнью, имеет свое лицо, свой тембр и тон. Можно говорить об особенной, 'нечепоренковской' манере игры с ее характерным, четко фиксированным, предельно экспрессивным, во всех регистрах ярким, 'с металлом' звуком. В своей концертной практике музыкант широко применяет разработанные и внедренные им в обиход балалаечников разнообразные приемы игры и штрихи. С особым блеском звучат в его исполнении произведения Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта, И.Гайдна, И.Штрауса, П.Сарасате. По-новому, свежо и празднично слушаются в его обработке сочинения В.Андреева, С.Василенко, Б.Трояновского, Ю.Шишакова, П.Куликова и Н.Будашкина. П.И. Нечепоренко известен и как талантливый педагог. Ведь он никогда не относился к педагогике, как к чему-то второстепенному, чем заполняют паузы между гастролями. Сам Павел Иванович никогда не ставил перед собой простых задач и потому в одной из своих заметок 60-х годов писал: "Создавать профессиональную исполнительскую школу, расширить концертно-педагогический репертуар, выйти на 'уровень мировых стандартов' исполнительского искусства - вот неотложная задача инструменталистов-народников". Павел Иванович просто не представляет свою жизнь без работы в классе со студентами. Еще в 1936 г. он начал преподавать в Музыкальном техникуме имени М.П. Мусоргского, где его учениками были Шитенков, Самсонов-Роговицкий, Шалов - ныне широко известные музыканты. После переезда в Москву Нечепоренко продолжает педагогическую деятельность в стенах музыкального училища имени Октябрьской революции, а затем в институте имени Гнесиных. Среди его учеников известные балалаечники Владимир Болдырев, Валерий Зажигин, Александр Данилов. Каждый новый выпуск в классе Нечепоренко дает новых замечательных исполнителей на балалайке, которые с гордостью говорят: 'Я ученик Нечепоренко'. Анализируя сегодняшнее состояние жанра, можно прийти к выводу, что многое из того, о чем мечтал Павел Нечепоренко, сбылось. В России создана профессиональная школа игры на балалайке. В год своего 80-летия в 1996 г. Указом Президента РФ за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства музыкант был удостоен российского ордена 'За заслуги перед Отечеством' IV степени. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Павел Нечепоренко - это уникальное явление в русской музыкальной культуре. Его искусство исполнителя-виртуоза и педагога еще до конца не осознано современниками и устремлено в будущее. Умер Павел Иванович 27 марта 2009 года в возрасте 92 лет. По решению его дочери Ирины Павловны Нечепоренко Павел Иванович похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Школа игры на балалайке (Нечепоренко, Мельников) |
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |