Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
БалалаечникиНиколай Петрович ОсиповН.П.Осипов окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки известного профессора Э.Э. Крюгера. Полученное консерваторское образование помогло Николаю Петровичу Осипову, когда он окончательно оставил скрипку, найти свой особый почерк музыканта и внести в искусство игры на балалайке совершенно новое качество. На балалайке он начал играть в раннем детстве, занятиями руководил участник андреевского оркестра А. Дыхов. Когда Н. Осипову было 8 лет, состоялся его первый концерт, на котором присутствовал В.В. Андреев. Известный музыкант был восхищён талантом юного балалаечника. В 1911- 1912 гг. Н. Осипов несколько раз играл в концертах с оркестром В.В. Андреева. Основной упор Осипов делал на исполнение классического репертуара. Композитор М. Ипполитов-Иванов говорил, что «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка». И хотя Осипов успешно играл и народный репертуар, но его творческая концепция основывалась на классике. В мае 1940 года Осипов возглавил оркестр, впоследствии названный в его честь. С именем Николая Петровича связана одна из наиболее ярких страниц этого коллектива. Возглавив оркестр Н.П. Осипов многие творческие вопросы решал с позиций специалиста и человека, хорошо знающего «кухню» народного исполнительства. Он старался усовершенствовать и обогатить оркестр самобытными русскими народными инструментами. Дирижёр явился тем руководителем реформатором, который смело выдвигал солирующие инструменты и активно вводил в состав оркестра совершенно новые инструменты, расширяя исполнительские возможности коллектива и обогащая его новыми тембровыми красками. Осипову принадлежит заслуга введения владимирских рожков, жалейки, брёлки, трещёток; он расширил группу оркестровых гармоник. Оркестр обрёл неповторимое лицо, засверкал новыми красками. Николай Петрович старался выявить возможность каждого инструмента. Впервые в концертной практике оркестра стали широко использоваться солирующие инструменты. Балалайка зазвучала не только в сопровождении русского народного оркестра, но и симфонического, затем вслед за балалайкой концертные программы стали пополняться пьесами для других солирующих инструментов и инструментальных составов. С оркестром выступали солисты на домре А. Симоненков и А. Александров, долгое время являвшийся концертмейстером оркестра и много сделавший для повышения исполнительского мастерства коллектива; дуэт балалаечников — Н. Хаврошин и Б. Колеватов, а впоследствии Н. Котов и Б. Колеватов; В. Городовская и О. Никитина — первый дуэт гуслей клавишных и щипковых; В. Беляевский — солист на гуслях звончатых; С. Колобков и Ю. Чеканов — дуэт баянистов. Осипов уделял особое внимание созданию для оркестра нового оригинального репертуара. В этот период появляются композиторы, которые написали целый ряд интересных произведений. Среди них прежде всего следует назвать Николая Павловича Будашкина, чей композиторский талант раскрылся особенно ярко после окончания Великой Отечественной войны. Он стал первым композитором, пишущим для народного оркестра, который был удостоен Государственных премий. В 1945 году Николая Петровича не стало. Оркестру было присвоено его имя в 1946 году. Осипов внёс большую лепту в развитие национального музыкального искусства, расширил потенциал оркестра введением новых инструментов, достойно продолжил дело В.В. Андреева. Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П.ОсиповаОфициальный сайт оркестра |
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |