Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
БалалаечникиЛеонид Иванович ВоиновЛеонид Иванович Воинов — талантливый композитор, незаурядный исполнитель на балалайке, народный артист Мордовской АССР и заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился он в 1898 году в городе Темникове. В детском и юношеском возрасте учился играть на скрипке, но с 1918 года навсегда связал свою жизнь с оркестром народных инструментов, с балалайкой. В двадцатые годы Л.Воинов берет уроки игры на балалайке у Бориса Трояновского, на фортепиано у А.Б.Гольденвейзера — профессора Московской государственной консерватории. Влияние этого маститого педагога на молодого музыканта было огромно. В 1926 году Воинов написал пятичастную сюиту «Лесные сцены» и ряд произведений для оркестра народных инструментов, оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» в сопровождении оркестра русских народных инструментов. Будучи уже известным композитором, Воинов, однако, не оставляет балалайку, на этом инструменте он играет с оркестром им. Андреева, выступает по Всесоюзному радио. В его репертуаре различные произведения композиторов-классиков, современных композиторов того времени и собственные сочинения. Композиторское дарование Воинова раскрылось еще больше в послевоенный период. В сороковые годы композитор создает кантату «Сказ о Мордовии» и Концерт для балалайки с оркестром. В пятидесятые годы — «Мордовскую рапсодию» для оркестра народных инструментов и Второй концерт для балалайки с симфоническим оркестром и еще ряд произведений. В 1947 году Воинову было присвоено звание народного артиста Мордовской АССР, в 1951 году — заслуженного деятеля РСФСР. Скончался Воинов в 1967 году. Источник: Справочник балалаечника. (А.И.Пересада М.1977)
Леонид Иванович Воинов — организатор и руководитель оркестра русских народных инструментов города Темников, родился 12 июня 1898 года в городе Темников, в семье служащего. Его отец Иван Воинов был скрипачом. От отца перенял любовь к струнным инструментам и сын. Во время учебы в гимназии самостоятельно и с помощью учителя П. Беляева, знакомых и друзей получил музыкальное образование. Инструменты для «великорусского» оркестра (как он тогда назывался) были впервые приобретены в Темникове по инициативе местной интеллигенции в 1909 году. Однако царские чиновники с подозрением отнеслись к созданию оркестра, и инструменты вскоре были переданы в мужскую гимназию, в которой в то время учился Леонид Воинов. В гимназии он обучался игре на скрипке у преподавателя музыки и пения П. В. Беляева. Но больше его привлекала народная балалайка, на которой он все время совершенствовал свою игру и достиг исполнительской виртуозности. Из переданных в гимназию инструментов Воинов организовал ученический оркестр, который выступал только в стенах этого учебного заведения. В 1917 году Воинов окончил гимназию, и оркестр распался. А год спустя, когда в Темникове установилась Советская власть, Воинов вспомнил про инструменты в гимназии и с группой таких же, как сам, энтузиастов решил вновь организовать оркестр, но уже как городской. Молодые люди с энергией взялось за дело: сами привели в порядок инструменты, дополнило собственными, сделало пюпитры, расписали ноты, в исключительно короткий срок подготовило программу и 20 марта 1918 года впервые выступили перед темниковскими слушателями, которые по достоинству оценили игру оркестра. С этого времени и начал свой путь замечательный музыкальный коллектив. Оркестр переживал и успехи, и трудности, но благодаря заботе своего основателя и дирижера продолжал существовать. Его концерты в 20-х годах в Темникове и соседних городах — Краснослободске и Кадоме были единственными, в которых можно было послушать хорошую музыку в умелом исполнении. В те годы это было особенно ценно потому, что радио только начинало распространяться. Пензенская газета «Трудовая правда» в 1923 году писала о концерте Темниковского оркестра в Краснослободске «Концерт Темниковского оркестра имел большую художественную ценность. Искренне желаем, чтобы как можно большему числу граждан наших захолустий удалось послушать столь дельную игру темниковского оркестра балалаечников. Подобные концерты, несомненно, имеют большое воспитательное значение». Об энтузиазме оркестрантов говорило и то, что весь почти пятидесятикилометровый путь от Темникова до Краснослободска и обратно они проделали пешком. Средств хватило только на две подводы, на которые были сложены инструменты, пюпитры и ноты. Не отступая от принципов основоположника русских народных оркестров В.В.Андреева, Темниковский оркестр установил связь с оркестром имени Андреева в Ленинграде. Андреевы одобрили работу оркестра и дали ему ценные методические и практические указания. В дальнейшем связь двух оркестров еще больше окрепла. Положительный отзыв об оркестре дал и профессор Московской консерватории А. Б. Гольденвейзер, побывавший в Темникове в августе 1930 года. Прослушав игру, он сказал: «Я музыкант-специалист и заверяю вас, что вы делаете великое дело, пропагандируя музыкальное искусство в гуще народа» Оркестр действительно являлся таким пропагандистом. В 1930-х годах, учащиеся педагогического училища пришли в ярко освещенный зал на концерт оркестра. Эти деревенские юноши и девушки были буквально заворожены. С затаенным вниманием слушали они еще не совсем понятную для них музыку, да к тому же впервые видели, как играет оркестр, как управляет им дирижер. Проходят год или два. И эти же юноши и девушки в антракте оживленно обмениваются мнениями и уже с пониманием говорят о произведениях того или иного композитора, о красоте мелодий народных песен. Большое значение в познавательном отношении имели тематические концерты, посвященные творчеству великих композиторов или истории народных песен. Каждому такому концерту предшествовало вступительное слово и давались пояснения к отдельным номерам программы. Оркестр являлся к тому же и своеобразной музыкальной школой. Не одна сотни любителей-музыкантов прошла через него, и многие на них позже стали играть, а некоторые и руководить подобными оркестрами в других городах Советского Союза. Сам Л. И. Воинов в 20—30-х годах много сделал по пропаганде музыки и пения в средней школе и педучилище. Он организовал в них хоры. Усиленный любителями пения объединенный хор учащихся неоднократно принимал участие в оркестровых концертах. Репертуар оркестра расширялся год от года. В нем находят свое место обработки русских народных песен и произведения как русской, так и иностранной музыкальной классики. Учитывая большие творческие успехи темниковского оркестра, правительство Мордовии в трудный период Великой Отечественной войны в 1943 году взяло его на государственный бюджет. С успехом коллектив оркестра гастролировал по городам Мордовии и Российской Федерации, а в 1958 году выступал на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве. Оркестр всегда заботился о разнообразии своих программ приглашая для выступлений солистов из числа лучших певцов, чтецов и музыкантов. С оркестром выступал уроженец Мордовии солист Большого театра СССР И. М. Скобцов. Радушно принимали темниковцы и проживавшего в Кадоме певца-баса Э. П. Аристовского. Под аккомпанемент оркестра пели мордовские певцы И. Яушев, М. Антонова и другие. Оркестр и отдельные музыканты неоднократно награждались Почетными грамотами, а его основателю, дирижеру и композитору Л. И. Войнову, были присвоены звания народного артиста Мордовской АССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР. Многие участники оркестра, например Н. П. Исаев, И. А. Мельников, Н.П. Немцов, играли в нем по сорок лет. Много лет за пюпитрами оркестра провели Н.Ф., и В.П. 3араевы, Н.И. Черников Н.А. Федоров, братья Владимир и Виктор Рябовы, В.И. Попов, М.Т. Хачатуров и другие. В 1967 году оркестр успешно выступил на зональном смотре сельской художественной самодеятельности в г. Горьком (г. Нижний Новгород), посвященном пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. В январе 1973 года оркестр снова стал лауреатом зонального смотра в г. Горьком в ознаменование 50-летия СССР. Оркестр является народным, любительским. Руководит им ученик Войнова, заслуженный работник культуры Мордовской АССР Ю.Н.Тараканов. Творческому росту Л.И.Войнова способствовало его знакомство с профессором Московской консерватории А.Б. Гольденвейзером и известным балалаечником Б.С.Трояновским. Как композитор - Леонид Иванович пробовал свои силы еще в середине 20-х годов, написав оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» (по Пушкину). Позже им была написана и поставлена одноактная опера‚ «Сахарок» (на сюжет Шишкова). Л. И. Воинов написал: «Фантазию на Мордовские темы», кантату для хора, солистов и оркестра «Сказ о Мордовии» (Текст Никула Эркая), ставший популярным «Марш на мордовские темы», «Мордовскую колхозную сюиту», кантату «Край родной», два концерта для балалайки с оркестром, концертные вариации для балалайки в сопровождении фортепиано. Он переложил для балалайки «Вальс импровизацию» и 24-й каприс Паганини, а также «Фантазию» на темы русских народных песен Вьетана. Последняя его работа увертюра «1917 год», написанная в честь пятидесятилетия Советской власти. Большинство произведений Л. И. Войнова издано. Умер Л. И. Воинов 29 октября 1967 года в Саранске, а многолюдные похороны состоялись в Темникове. Правительство Мордовии увековечило его память в Темникове мемориальными досками на здании Дома культуры и на доме, где он жил. В этом же доме организован мемориальный музей. Темниковский горисполком переименовал улицу Коммунальную, на которой жил композитор, в улицу имени Войнова. На могиле Войнова установлен памятник с его барельефом. В 1971 году Совет Министров РСФСР удовлетворил просьбу совета Министров Мордовской АССР и Министерства культуры РСФСР и присвоил музыкальной школе в Темникове имя Л.И. Войнова. |
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |