Balalaika.org.ru Форум |
||
Форум на balalaika.org.ru › Прочее › Оффтопик › Банджо из банки из-под печенья |
Страниц: 1
|
Андрей
Активный участник
Сообщений: 179 Пол: |
Наткнулся на интересную тему на одном форуме, где некий Deb Suran рассказывает как сделать эту "африканскую балалайку" из подручных материалов.
оригинал на английском перевод в исполнении гугл-транслейта Интересно будет посмотреть, если кто-то из форумчан сделает такое и сыграет на нём =). |
Наверх |
|
den
Гость
|
Продолжу тему изготовления музыкальных инструментов в домашних условиях.
Вот интересная статья в которой расказывается как сделать жалейку из подручных материалов. |
Наверх |
|
Андрей
Активный участник
Сообщений: 179 Пол: |
Перепечатаю статью из журнала "Народное творчество" № 4-2003
Гусли - своими руками Мы продолжаем разговор об изготовлении гуслей звончатых (см. № 2, 2003 г.). На этот раз с руководителем хора рожечников, мастером по деревянным музыкальным инструментам, прекрасным музыкантом, собирателем древних музыкальных инструментов, концертмейстером фольклорного ансамбля «Веретенце» Борисом Серафимовичем Ефремовым. Предыстория Интерес к народным инструментам, к процессу их изготовления у меня начался с подарка ученицы — белгородского пищика. Методом проб и ошибок я научился его делать. Потом по книге А. Рудневой «Курские танки и карагоды» смастерил жалейку. После этого были освоены кугиклы, пыжатки, дудки. Захотелось сделать гусли. Нашел мастера — Евгения Ярцева. Тот пояснил, что сработать гусли просто: на «корыто» сверху кладется резонаторная доска и натягиваются струны. Если даже в обыкновенную доску вбить два колка и натянуть струны, то и она будет звучать. Несколько уроков у Ярцева — и я стал пробовать мастерить гусли самостоятельно. За десять лет, прошедших с того первого урока, сделал около десятка гуслей, так что теперь уже, наверное, имею право и опытом поделиться. С чего начать? Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага. Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше — звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири — кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна — 35—40 см, длина — 1 метр. Корпус Итак, берем бревно, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Лучше — с помощью березовых клиньев и кувалды, так получается точнее. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах. Ель настолько мягкий материал, что стамеска идет легко и без молотка, хотя этот этап работы требует достаточно времени и терпения. Внутренний объем инструмента играет важную роль. Глубина корыта — от 3 до 8 и более сантиметров. Толщина дна — 1—1,6 см. Ширина в нижней части чуть уже, чем в верхней (фото 1). Тональность и длина струн С помощью доски длиной около метра и двух колков, вбитых в нее на расстоянии 60 см (можно меньше), определяем длину первой (самой длинной) струны. Обычно я использую струны для гитар без обмотки: № 1 для высоких звуков и № 2 для низких. Натягивая и отпуская струну, находим оптимальное звучание (фото 2). Длину струны определяем с помощью подставки, отсекая струну в разных местах. То есть, укорачивая или удлиняя струну, мы повышаем или понижаем строй инструмента (фото 3). Исходя из ширины бревна и учитывая, что расстояние между струнами в зависимости от манеры игры и толщины пальцев музыканта должно быть не менее 17 мм (я делаю 18 мм), определяем количество струн, умещающихся на этой ширине, — диапазон инструмента. Например, ширина бруска — 20 см. Отступаем от краев по 1 см и полученное расстояние делим на 18. Полученная цифра 10 — это количество расстояний между струнами. Значит, их может быть 11. Если высота первой струны — до I октавы (до1), то высота второй струны — фа II октавы (фа2). Аналогично находим длину самой короткой струны. Остальные струны расположатся равномерно между первой и последней струной. Пружины Они делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5—6 см друг от друга. Для наших гуслей хватает двух пружин, а если гусли шире, можно поставить три (фото 4). Некоторые мастера ставят пружины по диагонали корпуса, а я — вдоль. Предназначенье их такое: во-первых, поддерживать деку, а во-вторых, создавать упругость корпуса. Каким образом? Пружины обычно выступают по краю, выгибаются, так, чтобы дека, ложась на корпус, их прижимала. Выталкиваясь пружинами, дека натягивается, как кожа барабана, которая, чем больше натяжение, тем звонче. Поэтому, когда делаешь пружины, надо учитывать, что древесные волокна должны идти сверху вниз, а не справа налево, — дерево в таком состоянии держит большую нагрузку. На корпус и на пружины ложится дека. Дека Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок. Причем нужны дощечки с продольными годичными волокнами (фото 5). Я использую деки от старых фортепьяно, удаляя рубанком лишнюю толщину (фото 6). Вклеив в «корыто» пружины, нужно выровнять его по периметру и наклеить на него деку столярным клеем или клеем ПВА. Чтобы дека лучше «схватилась», прижимаем ее к корпусу струбцинами сразу в нескольких местах (фото 7). Резонатор Это круглое отверстие в деке диаметром около 3 см, от которого зависят качественные характеристики звука: матовость или прозрачность, сухость или влажность, глубина. Играя на струнах, берем лист картона либо бумаги, прикрываем резонатор больше или меньше и слушаем. Таким образом, меняя диаметр резонатора, мы увеличиваем или уменьшаем внутренний объем инструмента, подбирая кратный частотный резонанс (фото 8). Где сделать резонатор в деке, определить несложно — приклеив деку, мы начинаем ее простукивать сверху: там, где наиболее низкий, глухой звук, и нужно делать резонатор. Струны Для работы с детьми, чтобы слух у них не грубел, нужны не металлические струны, а нейлоновые, да и для детских нежных пальчиков металлические слишком жестки. Поэтому, например, мастер Ярцев делал гусли с мягкими струнами — гитарными, или натягивал леску. Можно для гуслей использовать синтетическую леску для теннисных и бадминтонных ракеток, но для профессиональных музыкантов более приемлемы струны металлические (лучше — стальные), обеспечивающие необходимую громкость звука. Интересное звучание дают медные струны (фото 9). Колки Это стержни, на которые натягиваются струны. Число их зависит от количества струн. На одних гуслях может быть 5 струн, на других — 11, на третьих — 17, все зависит от задач. В Новгородской и Псковской областях, например, музыкантам хватает и шести струн, чтобы исполнить весь местный репертуар. Но чаще музыканты ставят больше струн: больше возможностей (фото 10). Колки держат струны, поэтому должны прочно сидеть в своих гнездах. Но ель — дерево мягкое, поэтому, чтобы натянутые струны не проворачивали колки, мы вклеиваем колковую планку, в которую забиваются колки. Колковая планка — дощечка из более твердого материала, скажем, клена или бука. Подойдет и паркетина с тангентальным срезом (когда волокна идут поперек) (фото 11). Сами колки можно делать из клена, березы, бука (дерево не должно быть колкое) или брать металлические со старого пианино. Сбоку в колках сверлятся отверстия для струн. Одним концом струны крепятся к колкам, другим — к металлическому стержню, который закреплен на утицах. Утицы Это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами. Площадь приклеивания к деке должна быть достаточно большой. И сами утицы делаются потолще, иначе могут треснуть под нагрузкой (у меня это случалось неоднократно). Главная задача утиц (помимо держания струн) — передавать колебания от струн на деку. Их расположение тоже влияет на качество звука — громкость и тембр (фото 12). Наши гусли почти уже готовы, осталось только украсить их. Это могут быть какие-то символы или узоры (фото 13). Узор Наши предки не делали ничего лишнего. Даже узор на гуслях носил сакральный характер, оберегая от опасности и бед или призывая духов музыки (фото 14). Просто украшением узор стал позже. Можно вырезать на деке медведя, гусляра или что-то сказочное, ведь инструмент существует, пока есть среда, которая его питает, — сказка, легенда, былина. Отрадно, что репертуар для гуслей растет. Под гусли поются духовные стихи, возрождаются связанные с гуслями целые музыкальные пласты. Сделав такой инструмент и овладев техникой игры на нем, человек открывает для себя неведомые богатства русской культуры (фото 15). Фото Г. Арутюнова |
Наверх |
|
Страниц: 1
|