Валерий писал(а) 24.10.12 :: 20:00:51:
Ваня, брось ты эту ерунду. На балалайке существует только ОДИН строй - классический Ля-Ми-Ми. Всё! Играя на других искусственно придуманных строях ты только теряешь время и портишь руки. Балалаечник с огромным стажем Валерий Щежин.
Валерий, простите, но вы плохо осведомлены, несмотря на стаж игры. Существует множество строёв, некоторые из них были широко распространены. Вот например (названия были придуманы позже исследователями, у жителей деревень нет какой-то единой терминологии): гитарный (потому что совпадает с настройкой семиструнной гитары), балалаечный (он же тут называется академическим), разлад, минорный (минорных по деревням много разных), обратный. Самые известные - соль-ми-до (гитарный) и ми-ми-ля (балалаечный).
Вообще, в деревенской игре не было нот как таковых. Настраивали инструмент ступенями, интервалами, а исходная нота бралась так, чтобы было удобно петь или аккомпанировать другому инструменту.
Экспедиции показали, что один балалаечник мог играть в различных строях, быстро перестроить инструмент по ситуации. Очень красиво получалось, когда несколько балалаечников играло в разных строях, каждый из которых давал свои возможности. Например, "разлад" позволяет делать очень быстрые ритмические фигуры, передёргивания, а в "обратном" строе можно играть более низкую партию. Надо понимать, что народная игра - это в первую очередь импровизация.
Андреев, который очень вдохновился балалайкой, адаптировал её под нотную игру. В результате многих лет формирования концертной традиции игры на балалайке мы получили похоже играющий инструмент, но с совершенно другим звучанием и в другой манере, приспособленный для переложения различных нотных произведений. Поскольку строй ми-ми-ля предназначался для выигрывания мелодий, он и был взят за основу.
К сожалению, сейчас даже в консерватории почти никто не знает корней балалайки. Большинство так свято и верит, что нет иного строя, кроме "ми-ми-ля", а остальное от лукавого.
Поэтому нужно понимать, что вы хотите играть, и в зависимости от этого выбирать более подходящий строй.
Вы, Валерий, выбрали концертную балалайку, вам играть в "академическом" строе. Но, пожалуйста, не говорите про "правильный", "неправильный" строи. Искусственно придуманных строёв не знаю, наверное, их и не существует.