«Аз есмь Истина и Путь» или нечто другое?
У поэта Сергея Смирнова (1913-1993) есть вот такие его две строки:
[i
]Да здравствует умение быть весёлым,
Когда тебя ничто не веселит.
[/i]
А почему бы и не уметь? — Печаль жизнь коротит!
«
Умение есть форма сохранения интеллекта», - утверждал в прошлом столетии психолог Б.Г. Ананьев.
Но как часто бывает у людей: веселились-веселились, а под утро прослезились. Не потому ли Ф.М. Достоевский (1821-1881) призывал: «
Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на народной ниве».
В смирении надо уметь по-умному трудиться. Ведь никому от навязчивой оценки своего личного
IQ и ныне не удаётся увильнуть! Ни днём, ни ночью! Хоть в здравом уме, хоть под наркотным градусом.
«
Аз есмь Истина и Путь!». Интересно, кто откажет себе в удовольствии подумать иногда про себя именно вот так — прямолинейно! Всё равно же многим человекам неведомо, какая роль им отведена судьбой в глобальной системе, в которой культура давно превращена в индустрию развлечения. Почему-то Просветительству эта проблема издавна не по силам — факт, Ф.М. Достоевским описанный в рассказе «Подросток»: «
В России каждое новое поколение ведёт себя как голый человек на голом месте: всё начинает заново и о предшественниках не думает».
Человек многое чего потребляет, но главная потребность всё же — «
потребность заявить себя, - отличиться, выйти из ряду вон, что есть закон природы для всякой личности, что право её, её сущность, закон существования», - подсказывает Ф.М. Достоевский. Философ Н.А. Бердяев (1874-1948) подтверждает: «
Человек имеет не право, а обязанность быть глашатаем высшей полноты истины…».
«
Человек является прирождённым максимизатором и минимизатором», -доказывал американский математик Т. Саати. Оказаться же между максимумом и минимумом значит для любого человека оказаться в пространстве энтропии… «
Да здравствует умение быть весёлым!».
Литература
1. Ананьев Б.Г. //Журнал «Новые знания», №2, 1997.
2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1972-1991. Т. XIII. С.55.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2000. С.8-9.