Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
ТеорияГитарные приёмыНазвание гитарные приемы для исполнителей на балалайке носит условный характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на балалайке они подвергались в некоторых случаях значительному видоизменению. Сущность этих приемов заключается в том, что наиболее активная роль в извлечении звука принадлежит пальцам левой руки при относительной пассивности кисти и предплечья. При исполнении гитарных приемов все пальцы правой руки, за исключением большого, извлекают звук движением снизу вверх Гитарное пиццикато — извлечение звука на одной струне с использованием всех пальцев правой руки поочередно. Исхдное положение правой руки такое же, как при бряцании. Кисть находится в относительно статичном состоянии, пальцы — на расстоянии 1-2 см. от первой струны в полусогнутом положении и в состоянии активной собранности, как бы готовясь противодействовать упругости струны. Поочередно подгибаясь они ударяют подушечками ногтевых фаланг снизу вверх. Для извлечения звуков необходимой силы следует использовать не только мышечные усилия пальцев, но и энергию их замаха. Для ритмической четкости движений и обеспечения необходимого замаха пальцев нужно, чтобы они не были прижаты друг к другу, чтобы между ними было небольшое расстояние. Особенно это важно для мизинца и безымянного пальцев, так как они связаны одним сухожилием. В зависимости от темпа и динамики характер движения пальцев несколько изменяется. Для извлечения тихого звука нужен меньший замах пальцев, для громкого — больший. При увеличении динамики к движениям пальцев подключается легкое тянущее движение предплечья вверх. Сложность освоения гитарного пиццикато заключается в координации движений пальцев правой и левой рук, в достижении динамической и метрической ровности звучания данной группировки нот. Это требует долгой и кропотливой работы. Изучать гитарное пиццикато надо последовательно: сначала осваиваются движения первым и вторым пальцами. Затем подключается большой палец и осваивается комбинация пальцев: 2-1-б и её варианты: 1-2-б; б-1-2; б-2-1. Гитарное пиццикато исполняет Михаил Черкасский
Гитарное тремоло — извлечение звука частыми, равномерными ударами по струнам поочередно большим, безымянным, средним и указательным пальцами правой руки, причем большой палец извлекает звук на II, III или на всех трех струнах движением сверху вниз, а остальные пальцы извлекают звук на первой струне движением снизу вверх. Методы работы над гитарным тремоло такие же, как и над гитарным пиццикато. Однако в гитарном тремоло пальцы правой руки приобретают ещё большую самостоятельность по сравнению с гитарным пиццикато, вспомагательные тянущие движения предплечья исключаются. Лмшь при ударе (арпеджиато) по всем струнам большим пальцем в движении принимает участие предплечье правой руки. Гитарный перебор — извлечение звука пальцами правой руки поочередно на разных струнах. Этот прием имеет много общего с гитарным пиццикато и гитарным тремоло; отличие состоит в том, что кисть правой руки располагается таким образом, чтобы пальцы оказались над нужными струнами. Гитарный перебор часто используется в сочетании с вибрато. К гитарным приемам относится также извлечение звука двумя-тремя пальцами правой руки соответственно на двух или трех струнах одновременно. Обычно двойные ноты исполняются щипком указательного и среднего пальцев (реже: большим и указательным). Аккорды чаще всего исполняются указательным, средним и безымянным пальцами, реже — большим, указательным и средним. Захват струн следует производить подушечками ногтевых фаланг движением пальцев вверх (при игре вибрато одновременно и в сторону подставки). При этом необходимо более активное участие крупных мышц руки, чтобы удержать руку в рабочем положении и содействовать в то же время движениям пальцев. Особенно заметными становятся действия кисти и предплечья при одновременном извлечении звука на трех струнах. |
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |