Balalaika.org.ru Всё о русской балалайке |
|
ТеорияПриёмы игры на балалайкеАрпеджио (Арпеджиато) (обозначается волнистой чертой слева от аккорда ) - исполнение звуков аккорда последовательно, одного за другим, причём в каждый момент времени звучит только одна нота. Общая длительность созвучия при этом не меняется. Обычно осуществляется ударом большого пальца по всем(или только по двум) струнам сверху вниз. Как исполнять арпеджио показывает Михаил Черкасский
Переменные удары — извлечение звука равномерным чередованием ударов сверху и снизу указательным пальцем по одной струне. Этот прием применяется в виртуозной технике. При игре переменными ударами звучание характеризуется подвижностью и легкостью, довольно большим динамическим диапазоном, но по сравнению с двойным пиццикато меньшей плотностью. При переменных ударах рука находится примерно в таком же положении, что и при двойном пиццикато. Разница заключается в том, что переменные удары осуществляются одним указательным пальцем. Переменные удары основывабтся (как и тремоло по всем струнам) на быстрых колебательных движениях кисти, являющихся следствием вращательного движения предплечья. Подцеп — извлечение звука щипком указательного или среднего пальцев правой руки на одной струне снизу вверх. Подцеп применяется обычно в сочетании с ударами указательного или большого пальца по всем струнам сверху вниз. Это сочетание приемов внешне напоминает бряцание, но отличается от него иной организацией движения правой руки снизу вверх. Подцеп — самостоятельный прием, а не составнаячасть бряцания. Его цель — уравнять по силе звуки, извлекаемые ударами снизу, со звуками, извлекаемыми ударами сверху, а в некоторых случаях и выделить их в самостоятельную мелодическую последовательность. В сложном комбинированном движении руки при извлечении звука подцепом в умеренных темпах наиболее активную роль играет предплечье, а в подвижных — кисть правой руки. Удар большим пальцем существенно отличается от щипка (пиццикато большим пальцем). При пиццикато большим пальцем наиболее активную роль в извлечении звука играет большой палец правой руки; при ударе большим пальцем эта роль принадлежит предплечью, а большому пальцу отводится пассивная рольпередатчика энергии движения руки. Звук извлекается движением руки сверхо вниз. Удар большим пальцем осуществляется, как правило, по всем струнам, но бывают случаи, когда он используется при игре на одной струне. Удар большим пальцем входит как составной элемент в некоторые другие приемы игры на балалайке, например: большую дробь, двойное пиццикато. Удар большим пальцем в исполнении Миши Черкасского
Приёмы игры, упомянутые ниже на этой странице, не относятся к основам балалаечной техники, но они являются важным выразительным средством, обогащающим звуковую палитру инструмента и придающим его звучанию яркое своеобразие. Использовать эти приемы следует с большой осмотрительностью. Неоправданное и слишком частое их применение (например глиссандо или дроби) может привести к искажению художественного образа музыкального произведения. Дробь — определенное чередование скользящих ударов, последовательно движущихся пальцев правой руки. От этого образуется звучание, напоминающее дробь малого барабана. Применять дробь нужно с чувством меры, как правило, там, где требуется подчеркнуть сильную долю такта, синкопу, начало или конец фразы. В практике существует несколько разновидностей дроби: малая, обратная, большая и беспрерывная. Малая дробь () — осуществляется быстрой веерообразной последовательностью ударов четырьмя пальцами по струнам сверху вниз. Перед началом каждой дроби пальцы полусогнуты, во время соприкосновения со струнами они поочередно распрямляются. Начинается малая дробь с удара мизинцем и заканчивается фиксирующим ударом указательного пальца. Последний удар ввыделяет и основную метроритмическую точку дроби. Обратная дробь () отличается от малой направлением удара снизу вверх. Звукоизвлеение при исполнении обратной дроби может начинаться как с указательного пальца, так и с мизинца. Большая дробь () — это извлечение звука непрерывно следующими друг за другом ударами по всем струнам пятью пальцами правой руки движением сверху вниз. Начинается большая дробь с мизинца и заканчивается акцентированным ударом большого паьца, который и определяет метроритмическую точку дроби. Наряду с указанным вариантом в исполнительской практике во многих случаях целесообразно пользоваться сокращенной большой дробью — без участия указательного пальца. В этом случае большая дробь становится менее тяжеловесной, более гибкой, сохраняя, однако, четкость звучания. Беспрерывная дробь — это сочетание разновидностей дроби с ударами указательного или большого пальца. Большая и малая дробь относятся к прямой дроби (удары сверху вниз). Различаются они только тем, что в большой участвуют все пальцы, в малой - только 4 (без большого). Различные виды дроби исполняет Михаил Черкасский
Пиццикато пальцами левой руки: Характерная особенность извлечения звука данным приемом заключается в том, что возбуждение струны и изменение высоты звука производится пальцами левой руки. Различают два вида пиццикато пальцами левой руки: нисходящее пиццикато (сдергивание) и восходящее пиццикато (восходящее легато). Нисходящее пиццикато: Одиночные звуки на открытых струнах могут быть извлечены любым пальцем левой руки путем захвата струны подушечкой пальца и последующего сдергивания пальца со струны с одновременным её защипыванием (сдергивание большим пальцем левой руки возможно лишь на третьей свободной струне). Сдергивание нужно производить быстрым энергичным движением пальца со струны в сторону и одновременно вниз. Звук, извлекаемый сдергиванием, отмечается в нотной записи крестиком над нотой и лигой, связывающей ее с предыдущей нотой. Несколько труднее исполнять последовательность звуков, когда первый звук извлекается щипком или ударом правой руки, а последующие звуки — поочередным сдергиванием пальцев левой руки со струны. В момент сдергивания пальца со струны последующий (берущий более низкую ноту) палец должен плотно прижимать струну к грифу. Такое извлечение звуков возможно лишь при исполнении нисходящих мелодических ходов. Восходящее и нисходящее пиццикато исполняет Михаил Черкасский
При восходящем пиццикато возбуждение струны происходит при помощи энергичного удара — падения ппальца левой руки на струну. Удар должен производиться подушечкой пальца точно возле ладового порожка. Типичным для данного приема является сочетание двух звуков, следующих один за другим в восходящем движении. Пальцем правой руки извлекается первый звук, а второй образуется от удара пальцем левой руки по ещё колеблющейся струне. Осуществляемый таким образом переход от сильного звука к более слабому создает звуковой эффект легато. В связи с этим донный прием называетсяещё восходящим легато и обозначается лигой, соединяющей две (а иногда и более) ноты, и крестиком над второй нотой. Глиссандо — скольжение пальцем (или несколькими пальцами) по одной или нескольким струнам в восходящем или нисходящим направлении. Исполняется так же, как и обычный переход из позиции в позицию, но в отличме от него пальцы во время скольжения не ослабляют нажим на струны, а наоборот, плотно прижимают их к грифу. Извлечение звука при исполнении глиссандо осуществляется двумя способами:
Глиссандо в исполнении Миши Черкасского
В нотной записи глиссандо обозначается волнистой линией (или несколькими линиями), соединяющей соседние ноты. |
|||||||||||||
© balalaika.org.ru
2000– |